Уважаемый посетитель! К сожалению вынуждены сообщить Вам, что Ваш браузер (
Мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться последними версиями таких браузеров как (
Эндрю Коэн (основатель журнала «Что такое просветление?») попросил меня сказать несколько слов по главной теме этого выпуска, а именно быть в мире, но не его частью. И о том, как «новая» духовная теория Интегральной трансформационной практики связана с этой проблемой. Эндрю обеспокоен этим вопросом, и я разделяю его беспокойство и рад, что могу внести свой вклад в обсуждение. Начнем с Интегральной трансформационной практики (ИТП) – что она представляет, и в особенности, что не представляет.
Вечное просветление
Великие мудрые традиции в целом утверждают, что реальность состоит, по крайней мере, из трех крупных сфер: грубой, тонкой и каузальной (например, Нирманакайя, Самбхогакайя и Дхармакайя). Грубая сфера – это сфера материального тела и сенсомоторного мира – мира, который можно увидеть с помощью физических ощущений в состоянии бодрствования. Тонкая сфера – это сфера разума и его демонстраций, которые можно увидеть в яркой форме в состоянии сновидения, в определенных медитативных состояниях и (как говорят) в загробных сферах бардо. Все это тонкие состояния сознания. Каузальная сфера – это сфера чистого бесформенного сознания, безграничного и беспредельного, радикально свободного и полного. Каузальная сфера ощущается всеми в глубоком сне без сновидений (т.е. чистая бесформенность без объекта), но она раскрывает последние секреты, только когда в нее попадаешь в полном сознании, что случается в определенных глубоких медитативных состояниях, различного рода сатори или исходном бодрствовании и значительно расширенных состояниях безграничного сознания.
Но традиции также отстаивают мнение, что выше этих трех великих сфер и состояний существует четвертое (турийя) – состояние вечного Свидетеля или чистой Самости, великий зеркальный разум, который беспристрастно наблюдает за состояниями бодрствования, сновидения и глубокого сна, но не является отдельным состоянием: это Свидетель всех этих состояний, и он сам не приходит и не уходит. (Формально существует пятое состояние, турийятита, возникающее когда сам Свидетель растворяется в том, за чем наблюдает, и это есть чистая недвойственная реализация Одного Вкуса. Для простоты, я буду называть эти оба состояния вечной недвойственной Самостью или чистым Свидетелем).
Состояние бодрствования появляется и исчезает, а Свидетель вечен. Состояние сновидения появляется и исчезает, а Свидетель вечен. Состояние глубокого сна появляется и исчезает, а Свидетель вечен. Необычные и выдающиеся состояния сознания могут достигаться, практиковаться и приобретаться в грубой, тонкой и каузальной сферах. Но Свидетеля нельзя приобрести, т.к. он существует всегда. Свидетеля нельзя практиковать, т.к. он непреходящ. Свидетеля нельзя достичь, т.к. он вездесущ. Как часто говорил Шри Рамана Махарши: «Нельзя добиться Самости. Если Самость нужно достигать, значит, ее сейчас здесь нет, но ее еще придется найти. Что получено, будет снова потеряно. То есть оно скоротечно. Что не постоянно, не стоит поисков. Поэтому я говорю, что Самости нельзя достичь. Ты есть Самость; ты уже Это». Или как утверждал великий дзэн-мастер Хуанг По: «Нельзя добиться просветления – это не пустые разговоры, это правда. Смысл этого высказывания тяжело понять!». Невозможно достичь просветления или приобрести Самость, так же как невозможно приобрести свои ноги или легкие.
Заметь: облака проплывают в твоем восприятии, мысли бегут в твоем разуме, чувства возникают в теле, ты – Свидетель всего этого. Свидетель уже полностью функционирует, полностью существует, полностью бодрствует. Просветленная Самость на 100% присутствует в вашем самом восприятии этой страницы. Просветленный дух – тот, кто читает эти слова в данный момент: насколько ближе возможно добраться? Зачем идти и искать Наблюдателя? Великий поиск просветления – это не просто трата времени; это колоссальная невозможность, потому что просветленная Самость вечна, как и Свидетель этого и любого момента.
Вот почему, в действительности, нельзя добиться просветления, нельзя достичь Самости. И все же, кажется, существуют те, кто больше осознает этот факт, чем другие – мы зовем их «просветленные» и в каком-то смысле это верно. Но на самом деле в таких случаях происходит не обнаружение просветления, а глубокое осознание чего-то, что уже есть. Это как смотреть на витрину и видеть, как неясная фигура смотрит на тебя. Ты пытаешься разглядеть кто это, и вдруг пораженно осознаешь, что это твое собственное отражение в стекле: ты смотришь на себя.
Так же и с постижением или пробуждением. Бывает, что ты смотришь на мир «где-то там», который кажется очень реальным и очень отделенным от тебя, но потом неожиданно приходит осознание, простое узнавание, что ты просто смотришь на свою Самость, а твоя Самость – это целый мир, возникающий каждый миг, прямо сейчас, и сейчас и сейчас. Когда мир беспристрастно возникает в Свидетеле, и ты един с миром. Ты не видишь неба, ты – небо. Ты не слышишь, как птицы поют твоему Свидетелю; ты — пение птиц. Ты не чувствуешь землю; ты — земля. Все это приходит как неожиданное, спонтанное, беспричинное, негласное осознание, осознание недвойственного Одного Вкуса, твоей собственной Самости, Изначального лица, которое у тебя было до рождения твоих родителей, Самости, которую ты имел до возникновения вселенной; это чистая, вечная, недвойственная Самость, лишенная пространства и поэтому бесконечная, лишенная времени и поэтому вечная – и в то же время это единственная вещь, которую ты знаешь по-настоящему. Ты уже знаешь, что ты – это ты; и что ты есть воистину чистый и недвойственный Дух.
Данное осмысление или осознание, которое, как кажется, имеет начало, в действительности несет еще одно осознание: не было времени, когда ты не знал Самость. Ты всегда знал, в самой глубине своего восприятия, того, что Рамана Махарши называет Я-Я (т.к. это Свидетель маленького Я или эго), глубоко в центре своего чистого осознания, ты всегда знал, что ты никогда не умрешь (поскольку Самость вечна), и ты уже знаешь, что ты всегда был здесь (поскольку Самость вечна). Ты уже все это знаешь подсознательно. Ты отлично осознаешь, что ты являешься Свидетелем этого момента. Ты знаешь, ты – абсолют; ты – Бог; ты – Богиня; ты – Дух, и ты знаешь, что любое разумное существо во всем Космосе может просто заявить: когда я живу как чистая Самость, Я-Я есть Бог. Я всегда это знал; ты всегда это знал. И тебе всегда было это известно, поскольку Самость вечна.
У данного негласного осознания, похоже, есть начало во времени, пока это не произойдет, пока не станет ясно, что оно всегда было очевидным. «А, это!» Это мудрое осознание никогда не начиналось, потому что никогда не заканчивалось. Существует осмысление «Я есть То» и одновременное осознание, что я всегда это знал. Дзэн называет это воротами без ворот. По эту сторону ворот, которые «отделяют» нас от просветления, они кажутся настоящими, пока мы не пройдем через них, оглянемся и увидим, что их там и не было: то есть, по сути, без ворот. Но это гораздо проще. Ты – Самость, ты – Свидетель, ты знаешь это теперь и всегда это знал.
Это вечное осознание часто называют «просветлением». Это простое, глубокое, необратимое осознание, как смотреть в окно и осознавать, что это ты, и также понимать, что так было всегда. Чудесное описание такого пробуждения можно найти в книге Эндрю «Моя самость – мой мастер». Просто увидев своего Мастера, Эндрю осознал собственную Самость – вот так – и во всем Космосе есть только одна Самость, отсюда и название.
Собственно говоря, данное пробуждение или осмысление не было чем-то вызвано. Его не вызвал учитель Х.В.Л. Пунджа, не вызвал Эндрю, ни медитация, ни что-либо другое, потому что на самом деле оно всегда существовало. Нельзя вызвать то, что уже здесь.
Однако по эту сторону ворот без ворот существуют определенные факторы, которые, кажется, способствуют пробуждению. Самым проникновенным из них, наверное, является сатсанг – просто сидеть в присутствии тех, у кого сверкающее, ясное и ослепительное осознание. Но есть и бесчисленное множество других способствующих факторов, включая медитацию, разные виды йоги (раджа, джняна, бхакти, карма, крия, лая) и, как мы увидим, ИТП. Но ни один из них в действительности не может заставить тебя пробудиться, т.к. пробужденная Самость уже есть, и ты уже это знаешь. Поэтому когда происходит просветление, это кажется «случайностью». Как сказал Бейкер Роши: «Просветление – это случайность. Медитация предрасполагает тебя к случайности».
По правде говоря, никто по-настоящему не понимает все факторы, которые могут поспособствовать просветлению. Если бы понимали, мы бы уже все были просветленными. Более того, многие состояния, принимаемые за «просветленные», на самом деле являются состояниями из тонкой или каузальной сфер. То есть существуют необычные переживания – свечения, внутренние звуки, состояния бесформенности, блаженства и экстаза – все они имеют начало во времени. Но у Свидетеля его нет, потому что он вечен. То, что имеет начало, является просто конечным и временным; оно приходит, немного остается и уходит. Но просветленный Свидетель не имеет временного начала; он существовал всегда и ты это знаешь (в данный момент ты осознаешь Свидетеля, как того, кто читает эту страницу). По сути, просветление – единственная вещь, которая никогда не начиналась (т.к. она всегда была).
Вкратце, ты не становишься просветленным; ты просто просыпаешься утром и признаешься, что ты уже просветлен и что ты играл великую игру в прятки со своей Самостью. И если это игра, то определенные способствующие факторы – от медитации до ИТП – могут стать ее частью, пока ты не устанешь от их бесполезности, пока великий поиск тебя не утомит, пока ты не признаешь, что невозможно стать просветленным и не осознаешь, что ты уже такой. Оставаясь вечной Самостью, которой ты всегда был, улыбаясь от внезапного шока, что мой Учитель – это моя Самость, я смотрел в космическое окно на собственное отражение.
Абсолютная и относительная истина
Великие традиции в целом проводят различие между абсолютной и относительной истиной. Относительная истина имеет дело с явным, обычным, двойственным миром – миром самсары, абсолютная – с вечной, безграничной, неисчислимой, наивысшей истиной – истиной нирваны. В конечном счете, эти два мира – самсара и нирвана – не-два, или недвойственные, но это полезное различие.
Относительный мир самсары включает грубую, тонкую и каузальную сферы. Все они двойственные, т.к. воплощают некоторую форму субъектно-объектного дуализма. Даже каузальная или бесформенная сфера двойственна, потому что отделена от мира формы. Поэтому все необычные состояния сознания, которые можно достичь, получить или практиковать — все они в действительности имеют отношение к относительному, двойственному миру, какими бы чудесными в противном случае они ни были.
Но абсолютная истина – это истина вечной Самости, недвойственный, неисчислимый, вездесущий Дух, где моя Самость — мой Учитель, и эта Самость вечно присутствует во всем, что возникает в этом и любом мире. И хотя ты можешь достичь относительных состояний, нельзя добиться абсолютных, т.к. они вечны.
Все формы духовной практики, включая Интегральную трансформационную практику, относятся к относительной истине. Они затрагивают пути, дороги, методики и практики, которые могут очень эффективно помочь тебе прийти в грубое, тонкое и каузальное состояние, и эти состояния сами по себе могут быть весьма благотворными. Но просветление имеет отношение к абсолютной истине, и нет дороги, практики и пути, с помощью которых можно добиться того, что уже есть. Относительные практики могут оказаться очень полезными – медитация предрасполагает тебя к случайности – но они неспособны напрямую или косвенно породить или вызвать просветление (потому что просветление вечно).
Вот что как я полагаю, представляет первую главную причину беспокойства Эндрю, которое он передал мне, о духовных практиках в целом и Интегральной трансформационной практике в частности: данные пути часто путают относительные практики с абсолютным просветлением. Другими словами, они предлагают различного рода тонкие, эготипичные утешения и преобразования, вместо радикальной трансформации и чистого осознания Самости. И в дальнейшем все эти относительные практики являются лишь тонкими (или не такими уж тонкими) способами Эго продолжать вести ту же игру – брать контроль над вселенной, и поэтому такие практики могут иногда принести больше вреда, чем пользы.
Думаю, Эндрю прав в этом вопросе, и я разделяю его беспокойство. В действительности, я говорил на эту тему в прошлом эссе «Духовность, которая преобразует» в журнале «Что такое просветление?». Но прежде чем мы к этому перейдем, давайте отметим следующее: тот факт, что такие практики, как ИТП, имеют отношение только к относительной сфере, не означает, что у них совсем нет преимуществ. Давай пристальнее взглянем на то, что относительные практики вроде ИТП могут и не могут делать.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.